Страничка психолога

 

 

Достижения  дошкольного возраста

  Успешность на каждой ступени развития ребенка связанно с тем, насколько полноценно прожита предыдущая: школьные успехи закладываются в продуктивном проживании дошкольного возраста. Можно сказать, что развитие в разных возрастах связанно с решением задач, характер которых меняется от года к году. Человек живет в системе социальных норм. Эти нормы задают правила взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Эти взаимодействия будут строиться в зависимости от ситуации. Жизнь ребенка, как и взрослого, представляет собой постоянный переход из одной ситуации в другую, от одних правил к другим.
    Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
     Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. Иначе взаимодействие нарушается, возникают конфликтные ситуации.

   
 В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.

     Какого же типа задачи стоит предлагать дошкольниками, чтобы потом они успешно справлялись с задачами школьного уровня?

      Можно выделить три типа задач: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Они соответствуют трем типам способностей, который развиваются у человека в течение всей жизни и являются условиями его успешности.

Развивающая образовательная среда дома
для детей дошкольного возраста.
(советы для родителей)

 

   Как же создать в семье развивающую среду в которой бы ребёнок активнее и быстрее
познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.
 

«Картинная мини-галерея»

 Важно приучить глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника.
 Рекомендуем: произведения одного или нескольких авторов; портретную живопись; разного рода орнаменты; образцы народно-прикладного искусства. Подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
 

«Детская лаборатория — это серьёзно»

 Ребёнок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать детскую лабораторию т. е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы как: магниты, не работающие телефоны, микровесы, калькуляторы, компасы и другие предметы вызывающие интерес у детей, в обязательном порядке постепенно вводить новые  и показывать способ действия, где и как используется.
 

«Шкаф находок»

 Всё необычное, что находит ребёнок в окружающем мире, в природе: коряга, листочек, камешек,фантики и т.д всё то, что родители посчитают возможным принести в дом. Важно для развития познавательной активности дать детям лёгкий план-задачу, к примеру  Чем тебе нравится этот предмет(камешек) На что похож? Какой он на ощупь(гладкий, шершавый, твёрдый, холодный, тёплый). Давай вместе придумаем историю про него.
 

«Уголок ребусов, головоломок, шарад»

 Хотим ли мы умного ребёнка ?-на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идёт об уме ребёнка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — вы уважаемые родители, согласитесь организовать такой уголок у себя дома. Это могут быть и секректные лабиринты, и загадочные контуры, и зашифрованные цифры и буквы.
 

«Книжки в вашем доме»

     Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполнили основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриваию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем внимательно отнестись к организации и подбору книг для вашего ребёнка. Обсуждая содержание книги, анализируя положительные или отрицательные поступки героев, вы помогаете детям понять что хорошо, а что плохо, развивая при этом правильную речь ребёнка.