Профилактика жестокого обращения с воспитанниками
«Наказание вредно потому, что оно озлобляет того,
кого наказывают…
Желание наказать - есть желание мести».
   Л. Н. Толстой
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Виды насилия над детьми:
- 
жестокое обращение с детьми;
 - 
пренебрежение основными нуждами ребенка;
 - 
оставление ребенка в опасности
 
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.
Виды жестокого обращения:
I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:
- 
боязнь физического контакта со взрослыми;
 - 
стремление скрыть причину травм;
 - 
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
 - 
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.
 
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:
- 
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
 - 
стремление полностью закрыть свое тело;
 - 
депрессия, низкая самооценка.
 
III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:
- 
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
 - 
угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
 - 
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
 - 
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
 - 
ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
 - 
однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
 
Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:
- 
постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
 - 
различные соматические заболевания;
 - 
беспокойство, тревожность, нарушение сна;
 - 
агрессивность;
 - 
склонность к уединению, неумение общаться;
 - 
задержка физического и умственного развития;
 - 
нервный тик, энурез.
 
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.
- 
В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения о выявленном случае.
 - 
В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
 - 
В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства.
 - 
В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения руководитель проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
 - 
В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.
 
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).
Виды пренебрежений нуждами ребенка:
- 
Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
 - 
Пренебрежение медицинской помощью - отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
 - 
Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
 - 
Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
 - 
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
 - 
Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
 - 
Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
 
Особенности психического состояния и поведения ребенка:
- 
задержка речевого и моторного развития;
 - 
постоянный голод;
 - 
требования ласки и внимания;
 - 
низкая самооценка, низкая успеваемость;
 - 
агрессивность;
 - 
утомленный, сонный вид;
 - 
санитарно-гигиеническая запущенность;
 - 
отставание в физическом развитии;
 - 
частая вялотекущая заболеваемость.
 
Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.
- 
В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
 - 
В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ДОУ, специалисту муниципальной КДНиЗП.
 - 
В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ДОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю.
 
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.
- 
Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии истощения и тд)
 - 
Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
 - 
Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
 - 
Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
 - 
Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
 - 
Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.
 
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:
- 
Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
 - 
Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
 - 
При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
 - 
Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
 - 
Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.
 
- 632 просмотра
 
 








